Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Што такое аутызм

2 АПРЕЛЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ

Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающих группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Число выявляемых детей, с расстройством аутистического спектра растет с каждым годом. Это происходит с одной стороны, потому что в целом растет число патологии у детей, а со второй - потому что все больше внимание уделяется именно этому расстройству.

На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства.

Портрет ребенка с аутизмом.

Для того чтобы понять, что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки - станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Конечно, взрослый человек мог бы как-то приспособиться даже к таким трудностям, но ребенок-аутист испытывает их с самого рождения. Сложно такое представить, но можно понять, что, в такие случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать…

Одновременно с такой особой чувствительностью эти дети имеют ограниченное количество энергии. Это определяется по общему снижению тонуса, что проявляется, с одной стороны, в ограничении активности (игровой, речевой, коммуникативной), а с другой, в необходимости постоянно себя стимулировать и выражается в особых формах поведения – различных стереотипиях (повторяющихся действиях: потряхивания, кручения, двигательное беспокойство и т.д.), которые направлены как раз на то, чтобы снять лишнее напряжение и простимулировать себя.

 Именно такое искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию защитного механизма, который «отгораживает» такого ребенка от воздействий внешнего мира, но тем самым затрудняет контакт с ним, искажая все его развитие. Ребенок, как бы «прячется» в аутизм, как в раковину, которая спасает его от болезненно воспринимаемого им окружения. Все, что для нормального малыша является интересным и привлекает его внимание, для ребенка с аутизмом чаще всего является пугающим или остается незамеченным вовсе или увлекает его настолько, что невозможно прервать или отвлечь. Это касается не только предметного мира, но и, например, лица матери, ее улыбки, обращенной речи к ребенку. При этом такой ребенок может быть очень чувствителен к одним раздражителям среды и нечувствителен к другим. Это объясняет противоречивость и неоднозначность проявлений данной патологии.

У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.

В процессе нормального развития происходит становление личности ребенка, благодаря которой и осуществляется все многообразие отношений человека с миром, с другими людьми. У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми.

Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.

Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина, как и с речью – от парциальной одаренности – до умственной отсталости, которая вызывается глубоким погружением в себя, выраженными уходами от любых контактов и полным ограничением себя от естественного обучающего опыта. Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.

Игра, если ее можно так назвать, весьма своеобразна. Она заключается в манипулировании какими-то, часто не игровыми предметами, постороннему человеку очень сложно понять от чего именно ребенок получает удовольствие в этой игре. Переливание воды, любование бликами, выкладывание палочек в ряды. При этом она весьма стереотипна, то есть одна и та же повторяется много раз, а попытки вмешаться, изменить или остановить – вызывают бурный аффект.

Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому что, любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару. Пошли на прогулку другим маршрутом – истерика. Мама поменяла вещи местами – скандал, а переезд на другое место жительства может обернуться настоящей катастрофой. При этом не каждый ребенок аутист будет ярко и бурно выражать свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени – перестал кушать, говорить или поднялась температура.

Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.

Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности. Например, не улыбается в ответ на улыбку, мало гулит, агукает, засыпает только в определенном месте, положении, или при укачивании, не принимает новую пищу, не интересуется обычными игрушками и многие другие «странности». Хотя чаще родители бьют тревогу к двум-трем годам, когда речь необычна или так и не появилась, а проблемы с поведением вымотали и истощили всю семью.

На настоящий момент нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что сам аутизм, как и многие другие проявления — вторичны, а потому, если вовремя оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются коррекции.

ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?

Аутизм означает погруженность в себя и потерю реальности отношений. Следует заметить, что термин “аутизм” применяется в разных значениях – как симптом шизофрении, а с другой стороны, как понятие болезни – ранний детский аутизм. Далее речь пойдет о заболеваниях, относящихся к общим расстройствам психологического развития (по МКБ-10 F84).

Это группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

Определяющими симптомами данной группы расстройств являются:

 

*погруженность в себя и обусловленные им нарушения контактов. В тяжелых случаях ребенок не имеет контактов с окружающими людьми с начала жизни, и даже мать использует только как объект. При этом создается впечатление, что у него нет никаких потребностей в таких отношениях, а если ему их навязывают или принуждают, он их отклоняет как нудные и отягощающие. С другой стороны, создается впечатление, что ребенок живет оживленной внутренней жизнью, которой никого не допускает. Соответственно выражение его лица не производит слабоумного впечатления, но часто оно дифференцированное и тонкое. Многие дети имеют примечательно красивое, но не по-детски взрослое лицо. Выраженное нарушение способности к невербальным действиям (прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов). Невозможность разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми;

 

*сильная объектная привязанность, которая проявляется в выраженных случаях как стойкая сосредоточенность на определенного рода вещах (колеса, банки, веревки…), легких случаях это ограниченные специальные интересы, что в основном соответствует всей мыслительной активности ребенка;

 

*страх перед переменами, который в выраженных случаях приводит детей к панике, если они свои предметы находят не на прежнем месте и не в прежнем порядке. В более легких случаях этот страх перемен выражается в особой склонности к ритуализации повседневных действий;

 

*расстройство речи в типичных случаях так выражены, что практически не происходит никакого развития речи и, вероятно, понимания речи. В более легких случаях развитие речи хорошее, даже обгоняющее сроки, оно часто примечательно неологизмами, ненатурально вычурными оборотами или постоянными повторениями определенных речевых оборотов или слов. При повторении речь идет не о смысле, а о звучании слов.

 

В выраженных случаях диагноз устанавливается относительно рано, нередко до 3 лет, на основании нарушений контакта, задержки развития речи и характерного поведения.

 

Детский аутизм

 

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

 

Атипичный аутизм

 

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

 

Синдром Ретта

 

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное раннее развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

 

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

 

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

 

Синдром Аспергера

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка или задержка развития речи и познания. Эти дети вначале не привлекают внимания. Часто они рано начинают говорить. Нарушение контакта происходит больше по типу отчуждения и ситуационно совершенно не оправдываемого поведения, что выражается в отсутствии почтительности и заботы о реакциях окружающих. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

 

Больные страдающие данными расстройствами в течении всей жизни нуждаются в попечении и в защитной поддержке. При синдроме Аспергера социальное участие зависит в основном от интеллекта и готовности окружения преодолеть аутизм и подготовить ребенка к образованию и полезной деятельности, оценить его индивидуальные возможности и их использовать.

 

Крайне важным являются поддержка и консультирование членов семьи; родителям необходимо объяснять, что аутизм не является следствием неправильного воспитания ребенка. Существуют ассоциации и группы самопомощи для родителей, дети которых страдают аутистическим расстройством.

 

Разделы сайта