Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Двигательная активность школьника

Одной из важнейших проблем здравоохранения в нашей стране является оздоровление детского населения. Общая заболеваемость детей всех возрастных групп за последние годы увеличилась в 1,5-2 раза за счет распространения неспецифических синдромов, сопровождающихся снижением иммунной реактивности.

Большинство специалистов считают, что в основе ухудшения здоровья детей лежит комплекс причин, одна из которых -  низкая эффективность значительной части оздоровительных программ, в том числе организации физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимое условие гармоничного развития личности школьника - достаточная двигательная активность. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Ученые установили интересные факты:  6-7-летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозга от сверстников, не посещающих учебное заведение. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см, в массе тела - 700 г; у девочек - соответственно 0,9 см и 1,3 кг.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствия гипокинезии проявляется также в слабой сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию нетренированного сердца и развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, нарушается функция позвоночника, развивается его деформация.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряженном умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.

К сожалению, ежедневные уроки физической культуры в школах пока нереальны. Поэтому следует искать другие пути увеличения объема и интенсивности двигательной активности учащихся. Изучение передового опыта школ показало, что большого успеха достигают те педагоги, которые максимально используют различные формы физического воспитания, проводят наряду с уроками физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, массовую внеклассную и спортивную работу, широко применяют самостоятельные занятия, в том числе и домашние задания.

Наблюдения показали, что потребность в движениях у детей ничуть не меньше, чем потребность в пище, а может быть, и больше. Если специальным прибором - актометром - зарегистрировать, например, движения ног младших школьников, то окажется, что они в минуту в среднем совершают 14-22, а максимально - 227 движений. А сколько и каких движений нужно выполнять ребенку для того, чтобы достичь всестороннего развития и высокой работоспособности? В качестве мерила двигательной деятельности учащихся была избрана суточная двигательная активность (СДА), т.е. сумма всех движений школьников, совершаемых за весь период бодрствования. Она состоит из двух слагаемых: 1) спонтанных (самопроизвольных) двигательных действий и 2) специально организованных движений (упражнения, игры, занятия и т.д.). За единицу измерения СДА взят шаг, позволяющий подсчитать естественные локомоторные движения, совершаемые во время ходьбы, бега, прыжков и сопровождающие любые игровые, трудовые и спортивные действия детей. Оказалось, что суточное число движений школьников 7-10-ти лет колеблется от 6 до 48 тысяч и для здоровых, хорошо успевающих детей данного возраста составляет в среднем 12-18 тысяч шагов. Такова ежедневная потребность в движениях, подлежащих обязательному удовлетворению.

Движения требуются ежечасно, хотя по времени они распределяются неравномерно. В первой половине дня подъемы двигательной активности (энергии деятельности) приходятся на 7-8 и 12-14 часов. Во второй половине дня мышечная активность увеличивается в 15-16 и 20-21 часов. Таким образом, у школьников проявляются 4 больших подъема - «всплеска» - двигательной активности, использование которых существенно влияет на формирование двигательных качеств. Важно и то, чтобы специальными приемами ежечасно предоставлять возможность детям систематически двигаться, выполнять норму движений. Для младших школьников она составляет минимально 840, а максимально - 900 движений в час.

Двигательная активность детей до уроков. Первое движение после просыпания - потягивание - есть не что иное, как проявление потребности в движениях. Она может и должна удовлетворяться через специальные движения, входящие в комплекс утренней зарядки. Установлено, что за 10 мин утренней зарядки ребенок может сделать 250-600 движений. Следовательно, она развивает двигательную активность ребенка и удовлетворяет потребность его организма. Кроме того, в первые часы бодрствования школьник 7-10 лет выполняет около 200-500 движений, связанных с утренним туалетом, закаливающими процедурами, приходом в школу. К сожалению, многие учащиеся пользуются транспортом даже тогда, когда расстояние от дома до школы всего 1-2 остановки, лишая себя тем самым необходимой двигательной деятельности.

Утренняя зарядка обеспечивает детям младшего школьного возраста быстрое включение в активную работу на уроках, повышает их физическую подготовленность. Она воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Двигательная активность детей на уроке. В ходе урока состояние ребенка неодинаково, чаще всего снижается внимание, что проявляется в двигательном беспокойстве. Подвижность школьников разная. Особый интерес представляет двигательное поведение на уроках дисгармонично развитых детей, например тучных школьников, составляющих 10-15% от общего числа учащихся. Если у детей с нормальным весом среднее число движений за урок 25-239, то у тучных школьников - только 37-60. Для тучных детей характерна своеобразная адаптация к малоподвижному состоянию, что несвойственно растущему организму и должно вызвать опасение у родителей и врачей. Потребность ребенка в движениях и одновременно двигательная неравнозначность уроков обязывают учителя организовывать движения по ходу урока. Школьникам могут быть предложены, например, двигательные задания, работа в положении стоя за конторкой, комплекс упражнений физкультурных пауз, позволяющих выполнить минимально необходимое количество движений. Запрет движений на уроке вредно отражается на ребенке, так как вынуждает продолжать работу организма на фоне утомления.

Двигательная активность детей на перемене. После урока дети выходят или выскакивают из-за парт и затевают толкотню, беготню, единоборство, игры. Такое поведение не что иное, как попытка немедленно удовлетворить потребность в движениях. Используя движения на перемене, обеспечивается детям возможность проявить требуемую мышечную деятельность не в минимальных, а в средних пределах. Такой отдых позволяет запастись энергией «покоя», необходимой для следующих занятий. Эффективность перемен будет оптимальной, если подвижные игры подобраны с учетом длительности отдыха (следует использовать как минимум 2 перемены: малую - 10 мин (можно выполнять 200-500 движений) и большую - 20-30 мин (600-1100 движений). Предлагая детям игры и развлечения, следует насыщать их элементами, которые предусматривают расслабление мышц в сочетании с общими развивающими упражнениями на точность и скорость движений. Такие игры способствуют нормализации координации работы мышц-антагонистов. Наибольшую оздоровительную ценность имеют перемены, во время которых дети бывают на свежем воздухе.

Двигательная активность после уроков. Насыщение уроков и перемен движениями позволяет только частично удовлетворить потребность детей в них. Очень важно обеспечить возможность ежечасного проявления двигательной активности и ее стимулирования после уроков. Для здоровых детей отрезки времени от 12-14, 15-16 и 20-21 часа характеризуются подъемом двигательной активности. Эти часы наиболее эффективны для занятий мышечной активностью. Они создают благоприятный фон для совершенствования двигательных навыков, что является основанием использовать именно это время для занятий физической культурой. Известно, что прогулки и игры после уроков на свежем воздухе являются активным отдыхом. Кроме того, они позволяют удовлетворить потребность в движениях, содействуют закаливанию, формированию двигательных качеств учащихся. Мышечная активность детей после занятий в школе проявляется и при работе по дому (уборка квартиры, ходьба за покупками и т.д.), что может составить еще 300-500 движений.

Особую ценность в удовлетворении потребности в движениях имеют спортивные развлечения, занятия в секциях. Так, ходьба на лыжах в течение 1,5 часа позволяет израсходовать 60-90% суточного числа движений, игра с мячом (60 мин) - 30-50%, плавание (60 мин) - 30-40% (Бурденко И.Н., 1975).

В конце дня многие школьники не исчерпывают свою потребность интенсивно двигаться. Если же потребность в движениях отсутствует, это свидетельствует о переутомлении. В обоих случаях необходимы движения, для этого очень полезна прогулка перед сном. Такая прогулка вместе с родителями оказывает еще и положительное эмоциональное воздействие. Младшие школьники с удовольствием используют это время для рассказа о событиях дня, в том числе и о своих достижениях в умении выполнять различные движения.

Мышечную деятельность следует предоставлять детям в малых дозах - ежечасно, в больших нагрузках - 4 раза в день. Что произойдет, если не учитывать ежечасную потребность в движениях? Примеры ограничения движений можно наблюдать, когда дети выходят из школы - они толкаются на ходу, бегут, мальчики затевают борьбу, девочки прыгают, возникают игры без правил, без контроля. Чрезмерная эмоциональная окраска, интенсивность движений на фоне нервного напряжения может привести к травмам, срыву последующих режимных моментов - ухудшению усвоения пищи, сна.

Норму движений следует выполнять с той же непреклонностью, как это делается в отношении пищевого рациона. Как нельзя без ущерба для развития, работоспособности и здоровья ограничить 4- разовое питание 2-3-разовым, так нельзя и подавлять движения детей, компенсировать их другими видами деятельности. Принцип «Делу - время, потехе - час» соблюдается дорогой для школьника ценой - приводит к ухудшению здоровья. Двигательная «потеха» нужна младшему школьнику ежечасно, только с ее помощью он научится трудиться с большим коэффициентом полезного действия.

 

Заведующий отделением

гигиены детей и подростков

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии

Ленинского района г. Минска»                     Ирина Позняк

Разделы сайта