•  
  •  
  •  
  •  
 
 
 
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Галоўная : Сэрвісы : Архіў навін

Архіў навін

Карта сайта

25.07.2018
Рыхтуем дзіця да навучальнага года. Рэкамендацыі спецыяліста

Как правильно собрать ребенка в школу?

Современный ребенок проводит большую часть своего времени в школе и за выполнением домашних заданий. Так же в последнее время стало «модным» посещение большого количества различных кружков и секций. Естественно, что процесс обучения является большим стрессом для подрастающего организма.

Школьный возраст (6-18 лет) является важнейшим этапом социального и физического развития ребенка. В этот период организм наиболее подвержен к действию неблагоприятных факторов. Происходит формирование состояния здоровья под воздействием факторов внутришкольной среды.

Выделяют следующие основные факторы риска внутришкольной среды:

-большой объем учебных нагрузок

- авторитарный стиль общения в школе

- отсутствие чередования труда и отдыха

- малоподвижный характер обучения

- нерациональное расписание

- нерациональные технологии обучения

- школьная «незрелость»

Очевидно, что многие факторы риска силами родителей и учеников устранить невозможно. Но все же четкое соблюдение простых правил чередования труда и отдыха, соблюдение двигательного режима, ограничение чрезмерных учебных нагрузок будет способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Таким образом, важным в сохранении здоровья ребенка является грамотная подготовка ребенка к школе и обучению.

Принимая решение отдавать ребенка в школу не стоит торопиться. При поступлении в школу дети проходят тест, главная цель которого выявить, готов ребенок к обучению или нет. Не стоит расстраиваться, если по результатам теста ребенок показывает не очень хорошие результаты. Это значит, что он не достиг должного уровня морфо- функциональной готовности к школе. Возможно, стоит еще год подождать до поступления. В противном случае слишком ранний старт обучения может привести к социо- психологической дезадаптации, которая проявляется трудностями усвоения базовых предметов, нарушением дисциплины, конфликтности в общении со сверстниками и педагогами. В тяжелых случаях к нервно-психическим расстройствам.

Школьный класс - это новый коллектив, где каждый ребенок это личность, со своим характером, темпераментом и потребностями. Ребенку будет легче адаптироваться, если до этого он посещал детский сад. Если малыш воспитывался на дому, необходимо организовать его досуг таким образом, чтобы у него была возможность общаться со сверстниками. Лучше, если это будет посещение кружков или секций, т.е. групп, где формируется детский коллектив.

 Необходимо заранее готовить ребенка к смене режима дня. Постарайтесь сформировать такой режим дня ребенка, который был бы максимально приближен к школьному. Пусть ребенок самостоятельно начнет выполнять свои обязанности по приведению в порядок собственной постели, рабочего места. Обучение в первом классе в белорусских школах возможно только в первую смену, таким образом, старайтесь развивающие занятия проводить утром, затем обед, послеобеденный сон, полдник и игры.

Стоит подумать о зрении и осанке ребенка. Обучение в школе предполагает большие нагрузки на зрительный аппарат и осанку, в связи с зрительным напряжением в процессе чтения и письма, а так же статичной позой за партой.

В связи с этим надо знать и соблюдать некоторые простые правила!

Очень важным является организация рабочего места для выполнения домашних заданий. Самым правильным местом для чтения и письма является специально подобранные под ребёнка стол и стул. Ребенок должен сидеть с согнутыми ногами, касаясь пола, спина прямая, расстояние до книги 40-50 см, книга желательно должна располагаться в наклонном положении, например, с помощью специальной подставки. Для освещения лучше использовать естественный свет, если ребенок правша, свет должен падать слева и наоборот. При использовании искусственного освещения, важно добиться достаточной интенсивности света, помещение не должно быть полусумрачным, лучше избежать образования дополнительных теней в области чтения. Необходимо устраивать перерывы через каждые 30 минут чтения или выполнения домашнего задания.

Для снятия зрительной нагрузки рекомендуется проводить зрительную гимнастику.

Вот некоторые примеры упражнений:

  1. В течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза;
  2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6, аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза;
  3. Смотреть вдаль в течение 1 минуты, затем поморгать глазами в течение 20 сек, затем «попрыгать глазками с лестницы» - двигать глазами вверх-вниз в течение 10 секунд.

Это лишь небольшое количество примеров упражнений для зрительной гимнастики.

Важным в сохранении осанки является покупка ранца. При покупке стоит остановить свой выбор на изделии с жесткой ортопедической спинкой, это снимет часть нагрузки с позвоночника. Сам же рюкзак должен быть сшит из легких тканей, для облегчения его веса. При этом лямки у ранца должны быть широкими. Покупать ранец нужно вместе с ребенком, чтобы примерить: дно ранца должно располагаться на 5 см ниже поясницы ребенка. Не нужно выбирать дорогой ранец, ведь ребенок растет, и рюкзак, возможно, придется менять каждый год.Абсолютно противопоказаны школьникам сумки, которые приходится носить на одной руке.

Согласно рекомендациям врачей-ортопедов и гигиеническим требованиям, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) должна предусматриваться не более:

1,5 кг для учащихся I II классов;

2,0 кг для учащихся III IV классов;

2,5 кг для учащихся V VI классов;

3,0 кг для учащихся VII VIII классов;

3,5 кг для учащихся IX XI (XII)  классов.

Считается, что вес заполненного портфеля вместе с учебными изданиями и письменными принадлежностями не должен превышать 10% массы тела ребенка. Таким образом вес самого портфеля должен составлять приблизительно 500-700 граммов.

Соблюдение рационального режима дня тоже играет немаловажную роль в сохранении здоровья школьников. Важно чередовать умственные и физические нагрузки, что будет препятствовать чрезмерному утомлению, не стоит забывать про полноценный сон. Приемы пищи рекомендуется организовывать через каждые 3,5-4 часа.

Не стоит садиться за выполнение домашних заданий сразу после окончаний учебных занятий, будет полезной организация отдыха длительностью 1,5-2 часа. При выполнении заданий не стоит приниматься сразу за самые сложные. Выполнение в первую очередь более легких заданий поможет ребенку «вработаться», что даст возможность с меньшими усилиями выполнить задания по сложным предметам.

Стоит следить за временем, которое ребенок тратит на выполнение домашнего задания. Превышение рекомендуемого времени выполнения домашних заданий приведет к чрезмерному утомлению:

- 1й класс – домашнего задания нет;

- 2-3й классы – не более 1,5 часов в день;

-4-5й классы – не более 2 часов в день;

- 6-8й классы – не более 2,5 часов в день;

- 9-11й классы не более 3,5 часов в день

Движение-это жизнь! Нельзя не согласиться с этим утверждением. Физическая культура должна стать лучшим другом вашего ребенка. Она необходима для процессов гармоничного роста и развития. В условиях современного образовательного процесса, физическая активность поможет ребенку переключится, расслабиться после умственных нагрузок.

 

Врач-гигиенист

отделения гигиены детей и подростков

Государственного учреждения

«Центр гигиены и эпидемиологии

Ленинского района г.Минска»                                        Татьяна Казак

 

Галасаванне

 

Сайты партнёры

Безопасное детство ДОСААФ Ленинского района Центры, дружественные подросткам 
Минский государственный ПТК полиграфии, ptk-pol.minsk.edu.by Могилевский институт МВД Республики Беларусь Могилевский институт МВД Республики Беларусь 
Система дистанционного обучения ГУО ДОСААФ Комитет по образованию Мингорисполкома 
Минский городской институт развития образования (МГИРО), mgiro.minsk.edu.by 
Центр информационных ресурсов системы регионального образования, iso.minsk.edu.by 
Минский городской методический портал, mp.minsk.edu.by <Дистанционное обучение ГУО <Центр физического воспитания и спорта учащейся молодежи 
Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by Министерство образования Республики Беларусь Сайт камітэта па адукацыі Мінгарвыканкама Спасатели глазами детей Детям о налогах Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь МЧС Институт пограничной службы Республики Беларусь Методическая копилка Сайт «Крыніца» Блог «Духовно-просветительский центр «Крыніца» Сайт ўпраўлення па адукацыі адміністрацыі Ленінскага раёна Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Безопасное детство Маяк