Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Будучым першакласнікам

Поступление в школу – начало нового этапа жизни ребёнка. На пороге школы мы всегда задаёте вопрос: готов ли мой ребёнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи. Почему? Устная речь вашего ребенка – прочный фундамент для успешного обучения и  плавного его погружения в мир письменной речи - чтение и письмо.

Для того что бы определить,  готов ли ваш ребёнок к школе именно в речевом развитии, я вам предлагаю ответить на следующие вопросы. Если вы постоянно общаетесь с ребёнком, вам будет не сложно это сделать. Вопросы вы видите на экране. Каждый вопрос я прокомментирую. Вы должны ответить на них про себя утвердительным или отрицательным ответом.

  1. Правильно ли ваш ребенок  произносит звуки родного языка?!!!(Родной язык-это язык , на котором заговорил Ваш ребёнок)
  2. Может ли выделить звук в начале, середине и конце слова в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы"?
  3. Обладает ли словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него?
  4. Правильно ли согласует слова между собой в роде, числе и падеже?
  5.  Может ли самостоятельно строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные), используя предлоги, союзы.
  6. Может ли свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, составить рассказ по картинкам, описать окружающие предметы)?
            Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы.

Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных, называть их детёнышей.

Если на все эти вопросы вы дали себе твердый положительный ответ, ПОЗДРАВЛЯЮ!

Но что же делать, если на какой-то вопрос  нет положительного  ответа?

Вашему вниманию я предлагаю небольшие советы для  оказания помощи вашему ребенку.

  1. Если ребёнок не произносит или неправильно произносит звуки, срочно обратитесь к  логопеду за консультацией. Если логопед уже занимается с вашим ребёнком, приложите максимум усилий, чтобы закрепить звуки в речи.  Этот этап  полностью зависит именно от вас! Исправление произношения в 1-м классе для многих детей является серьёзной дополнительной нагрузкой, мешающей успешному обучению. Почему это так важно, исправить нарушенное  произношение  звуков?  

Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради ребёнка появятся так называемые «логопедические ошибки».

2. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками:

- «Где спрятался звук?» (найти картинку с заданным звуком);

- «Подбери картинки, начинающиеся со звука…»;

- «Определи место звука в слове». 

- «Определи первый, второй, третий и т.д. звук в слове». 

3. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры:

- «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними;

- «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает);

-  «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает);

  Так же можно попросить ребенка:

-  «Назови все свои игрушки»;

- «Назови слова, которые обозначают транспорт»;

- «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну»;

- «Вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный - горячий»;

- Если ваш ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.  

Иногда в речи 7-летних детей встречаются  грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторять правильно, спокойным ровным тоном. 

 Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

4. Если ваш ребёнок неправильно употребляет разные формы слов и делает ошибки при согласовании их между собой, вам поможет счёт предметов с обязательным их называнием ( в усложнённом варианте – счёт «каких-то» предметов):

-  Счёт весёлых котят, большие деревья и т.п.);

-  Игры с картинками «Чего не стало?» (убрать картинку), «Что без чего?», «Один-много»;

  5. Если у вашего ребёнка не очень хорошо развита связная речь, вы должны следить за тем, чтобы:

ваш ребёнок, отвечая на ваши вопросы или в свободном общении, пользовался полными предложениями;

- при рассказе или пересказе чётко и последовательно излагал свои мысли (при необходимости нужно поправлять его).

 При совместном прочтении книг  разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

  1. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры.

Если данный вид работы вызывает у ребенка затруднения, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке.

Работа родителей должна быть направлена в нескольких направлениях:

1. Развитие мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, массаж рук, лепка из пластилина, оригами…).

2. Отработка дифференциации правых и левых частей тела: 
- Показать правую руку, затем левую.

Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет (взять предмет то правой, то левой рукой).

3. Формирование ориентации в окружающем пространстве: 

- «Покажи, какой предмет находится справа от тебя»;

- «Положи книгу слева от себя».

Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.

При общении с ребёнком не забывайте использовать следующие правила:

  1. В общении следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.
  2. Не подстраивайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
  3. Стремясь показать ребёнку неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  4. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

 Но как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.  

Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.

Раздзелы сайта